Заголовок 
Регистрация 
Вход 
О игре
Документация 
Правила игры 
Памятка новичкам 
Oбзор 
Статьи 
FAQ 
ГМ-ы 
Поля сражений
Общий список 
Чемпионаты 
Вакансии 
Отчеты 
Полководцы
Список 
Кланы 
Команды 
Мысли 
Опрос мнений 
Награды 
Рейтинг
О рейтинге 
Рейтинг игроков 
Ошибки 
Обратная связь 
Файлы
Клиент/Сервер 
Комментатор 
Сценарии 
Скриншоты 
Pb Artz
О нас 
Контакты 
Фотогаллерея 

TopList

Реклама

- Милитаризм - Статьи - /Аналитическая стратегия милитаризма для сценаристов и игроков./На сайте: 19 чел.
  (хинт секунды) Окопанную пехоту можно вывезти из города без потери хода. Читайте мысли. (DPT)
Автор -  igor:[5]

Аналитическая стратегия милитаризма для сценаристов и игроков.

(а также для создателей исскуственного интеллекта)

Играя в Мили, нельзя не заинтересоваться военной теорией, и мне попались, как-то раз, статьи некоего Переслегина об Аналитической стратегии, хочу изложить милитаристам, что я из них выяснил, для тех, конечно, кто эти статьи не читал.

На Капказ, на Капказ,

Войско уходило,

На погибельный Капказ,

Воевать Шамиля…

Старая песня.

Глава 1, о позиции и её связности.

Как видно из эпиграфа к главе, разговор пойдёт о перебросках и скорости войск.

Итак, мы имеем некоторую позицию, то есть, как-то расположенные войска. Собственно войск может и не быть, главное, чтоб были места их пребывания, то есть узлы позиции. Между этими узлами существует некоторое расстояние, которое птичкой не перепорхнёшь, топать надо. Совокупность этих узлов, вместе с путями между ними, образуют граф, говоря математическим языком, а по простому - сеточку. В милитаризме узлами позиции можно упрощённо считать города, а связями кратчайшие пути между городами. Время пути удобно выражать в ходах, а итерации учитывать десятичной дробью. Например: 3,33 –это три хода и одна итерация четвёртого, а 0,66 – это две итерации, соответственно, 1 – это три итерации, сиречь один ход. Центр позиции аналогичен центру давления плоской фигуры, это то место, откуда ближе всего до любого узла позиции.

Бывают позиции:

- вытянутые вдоль фронта, представьте эллипс, вытянутый в рокадном направлении;

- вытянутые в глубину, представьте эллипс, вытянутый поперёк фронта;

- круговые, это просто круг или что-то на него похожее;

- охватывающие, в виде полумесяца, причём противник между рогами;

- правильные, которые видел всякий на военных схемах, полукруг плоской стороной обращённый к противнику.

Вытянутые позиции, также как и охватывающие, не выгодны, поскольку ходить из конца в конец долго. В этих позициях силы по существу разобщены, и собрать их будет не просто. Занятие центра позиции, во всяком случае, означает её разделение на несколько частей, что создаёт предпосылки разгрома противника по частям.

Всякая война так и происходит, оттяпал кусок вражеской позиции, потом другой, и так пока всё не повоевал.

Центр позиции также замечателен тем обстоятельством, что если надо быстро собрать войска из разных пунктов, то это лучше всего сделать в центре. Соответственно схема боевых действий такова:

- собрал все силы в центре своей позиции;

- двинул их на исходную в свой пограничный город;

- дошёл из своего пограничного города до вражьего пограничного города;

- оттуда до центра вражьей позиции;

- а из центра вражьей позиции можно бить по любому вражьему городу на выбор.

По идее, противник не зная, куда будет нанесён удар из его собственного захваченного центра, будет вынужден защищать все оставшиеся у него пункты, тем более, что собрать существенную группу войск ему будет трудно, поскольку центр его позиции захвачен и сосредотачивать силы придётся обходными путями.

Однако есть и плохая новость, ваше войско, пройдя долгий путь и проведя много боев, будет побитым, а резервы идущие к вам должны будут совершать путь, описанный выше, в два-три раза больший, чем резервы идущие к противнику. От краёв своей позиции к центру, от своего центра до вражьего и так далее. Кроме того, надо будет защищать и коммуникацию, которая окажется охваченной враждебным окружением, то есть оставлять гарнизоны в ранее захваченных областях, а ударная группа окажется атакованной со всех сторон.

Но надо учитывать, что в отличие от настоящей войны, в милитаризме узлами позиции являются города непрерывно производящие деньги и войска. То есть захват любого пункта даже на время даёт преимущество и ослабляет противника. Оттяпывать куски от противника в милитаризме выгодно.

Классические схемы оттяпывания известны из военной науки:


А) Рассечь вражескую позицию кратчайшим ударом в центр, а потом последовательными или одновременными ударами уничтожить слабейшую часть. Хороший способ, но увы, противник об этом знает, а бить приходится в лоб, по самому защищёному месту.




Б) Ассиметричный фланговый удар, охват. Вырезает самую сильную часть вражеской позиции. Всем хороший удар, но очень длинный путь. К тому же изрядная часть этого пути пролегает по вражеской територии.




В) Симметричный фланговый удар. Клещи. Пути стали несколько короче. Удары могут быть как одновременными, так и не очень, но ударные группы нужны две.




Г) Идеальный вариант – обход. К сожалению, не всегда осуществимый. Неясно, как попасть в зад (пардон, тыл) вражеской позиции.




Д) Спорный вариант, Брусиловский прорыв. Некоторые называют его разведкой боем на широком фронте. Многим не нравится, но они просто не умеют (в их числе и я). В милитаризме имеет широкое применение из-за отсутствия ударной мощи подвижных войск (танки в милитаризме слабы и вязнут в глубине, не умея брать города даже со слабой защитой). Удары могут быть как одновременными, так и не очень. Требует большого мастерства, иначе из-за распыления сил продвинуться не удастся.


Вот и все немногочисленные варианты известные многим ещё из школьных уроков НВП.


Из этих схем ясно, что нападающий почти всегда, кроме ситуации очень узкого фронта, может сосредоточить превосходящие силы и захватить пограничный город (оборона просто не будет заранее знать, где ей сосредоточиться), но развить удар в глубину является проблемой. Ведь плечо подхода резервов нападающего будет удлиняться по мере развития операции, а у обороняющегося наоборот, сократится. Кроме того, нападающий будет продвигаться с боями, а резервы врага будут подходить в походных колоннах.

Казалось бы, незачем лезть в глубину, захватил один пограничный пункт, потом второй и так пока всё не схряпал. Но это только кажется. Здесь имеет место фактор владения инициативой. Когда вы захватили один город, вы владеете инициативой, а пока вы собираете силы для захвата второго, противник, если он не заснул от такой войны, может сам у вас что-нибудь захватить.

Инициатива окажется перехваченной, и война превратится в тянитолкайчик. Другое дело, если прорвав оборону вы устремились в глубь, к центру вражеской позиции. Здесь противник будет вынужден бросить все дела и заняться уничтожением вашей ударной группы, поскольку в глубине она создаёт широкую оперативную тень, то есть угрожает сразу всем пунктам и изолирует их друг от друга. Преуспеть в этом противник имеет все шансы, как мы выяснили выше.

Здесь мы имеем дело с позиционным кризисом первой мировой войны. Плечо операции наступательной длиннее плеча операции оборонительной и оборона получает преимущества в скорости наращивания сил в атакованном пункте.

Преодоление этого кризиса заключалось в создании танковых войск. Здесь следует пояснить, ибо многие не понимают. Есть обычные войска, моторизованные и механизированные (танковые). Разница между ними в скоростях продвижения. Например, марш обычных войск – 30 км в сутки, марш моторизованных и мехвойск – 100-200 км в сутки в зависимости от состояния дорог, техники и выносливости водителей. Марш в развёрнутых боевых порядках для обычных войск 10-20 км, а для мото и мехвойск – 50 км в сутки. Продвижение с боем для обычных войск и моторизованных войск 1-5 км в сутки, а для механизированных 15-25 км. То есть обычные войска подходят для захвата пограничного пункта, моторизованные войска подходят в качестве подкреплений, для обороны пробитого в глубь территории противника коридора, а механизированные идеальны для скорейшего продвижения линии фронта в глубину. Причины такой разницы очевидны. Обычные войска ходят шагом, воюют артиллерией навесного огня, добивая остатки противника пехотой с штурмовыми пушками. Моторизованные силы имеют грузовики и мотоциклы для передвижения, но в бою подобны обычной пехоте. А механизированные войска имеют броню, которая позволяет им после артудара выйти прямо под огонь оставшихся в живых врагов и двумя-тремя выстрелами прямой наводкой подавить сопротивление окончательно. Понятно, что выехать на танке и два раза стрельнуть проще, чем ползти с гранатой или часами стрелять навесом. Вот только выехать под огонь, даже имея броню, можно лишь после хорошей артиллерийской обработки позиций противника, то есть моторизованная, а лучше самоходная артиллерия в составе мехвойск, обязательна. Кроме того, на все огневые точки танков не напасешься (особенно, если это огневые ПТО, противотанковой артиллерии) и какие-то простейшие задачи должна решать пехота, тоже обязательно входящая в состав мехвойск.

К сожалению в милитаризме такая ситуация не моделируется. Танки-то есть, нет мотопехоты и моторизованной артиллерии. А без них танки встанут перед первым же попавшимся на пути городом, в котором сидит всего одна неприятельская пехота. Конечно, можно использовать много танков, но они ведь дорогие и без поддержки артов слабы. А оборонять захваченный город без мотопехоты как? Пока твоя пехота дотопает, все завоёванные с большим трудом в глубине вражеской обороны позиции будут утрачены. Единственный способ использования танков в милитаризме, это блокирование путей подхода вражеских резервов, поскольку в полевых боях танки могут себя проявить. Но опять же, без артов долго не продержатся. Бомбардировщики и ястребы артов полностью не заменят.


Вернёмся к теории. Решив один позиционный кризис, мы получаем другой, на этот раз кризис 42-го года. Дело в том, что противник тоже имеет мотомехвойска. А значит, скорости движения наступающих войск и подхода резервов обороняющихся войск опять сравнялись. В сорок первом году советские корпуса были подобны нынешним танкам милитаризма, соответственно они погибли, не решив возложенных на них задач по активной обороне. А в сорок втором советские мехкорпуса вводимые в прорыв отрезались немецкими мехчастями, имевшими артиллерию и пехоту вместе с танками в своём составе в большом количестве. Возник позиционный кризис на новом технологическом уровне. Этот кризис удалось решить активным маневрированием в глубине (на оперативном просторе, который враг будет стремиться уменьшить своими резервами, а мы должны сохранять), а также наращиванием ИПТАПовских сил, сапёрных и танковых инженерно-штурмовых бригад. Вообще, советское военное исскуство, хоть и неизвестно большинству людей, но представляет собой вершину военной мысли 20 века.


Итак, резюме. Успех глубокой операции определяется выигрышем темпа в первом его определении, то есть скоростью. Успел захватить центр позиции противника раньше, чем противник блокировал твою ударную группу своими резервами, значит, победил, не успел, наступление заглохло. При этом инициатива удерживается почти автоматически, противник просто не может не реагировать на ваши действия. Успех неглубокой (дробящей) операции, определяется возможностью удержания в своих руках инициативы, этот момент надо прорабатывать особо в таких операциях.


Поговорив о позициях, поговорим о связностях. Связность узла позиции – это время достижения из этого узла самого дальнего узла той же позиции. Вообще следует единичку делить на это время и вот это и будет связность. Но в милитаризме удобнее использовать время в ходах с итерациями в виде дроби, как я показывал ранее.

Рассчитать связность можно следующим образом. Составляется табличка, в которой первый столбец из названий городов, а первая строка из тех же названий тех же городов. Ячейки таблицы заполняются цифрами времени переброски войск в ходах между городами столбца и строки. По диагонали естественно проставляются нолики. Например:



Владимир

Юрьевец

Вязники

Муром

Владимир

0

0,33

2,66

3

Юрьевец


0

2,33

2,66

Вязники



0

3

Муром




0

Максимум

3

2,66

3

3

Минимум


здесь



Половину таблицы заполнять необязательно. Две последние строки нужны для определения центра позиции. В строку максимум заносим максимальное время переброски от конкретного города до других городов. В строке минимум смотрим самый минимальный из этих максимумов, он и покажет центр позиции. Может быть так, что центров будет несколько, это значит, что настоящий центр лежит между выбранными нами для анализа пунктами. Максимум же из этих максимумов, характеризует связность всей позиции. В нашем случае центр позиции близок к Юрьевцу, а связность позиции равна 3 ходам.

Такая таблица всегда полезна при анализе карт и разработке коварных планов, но скорость не единственный фактор, влияющий на исход боевых действий, важна также сила. Как говорят в народе – «Плетью обуха не перешибёшь».

Трёхпогибельный Капказ,

Вкруг леса да горы,

Кажный камень в нас стрелял,

Ах ты злое горе…

Старая песня.

Глава

2, о силе и её тени.


Как видно из эпиграфа к главе, разговор пойдёт о силе войск. Наполеон говорил, что победа всегда на стороне больших батальонов. Он был прав. Силу войск в милитаризме удобно изображать не в стандартных единицах планирования, как это принято в военном деле, а в мегатугриках. Поскольку в милитаризме всё измеряется в мегатугриках, и производство, и потери, и апгрейты, и ремонт, и наука, то нет смысла пользоваться стандартными дивизиями. Один пех первого уровня стоит 1000 мт, вот это его сила 1000 мт.

Теперь представим ситуацию. В городе А стоит пех в 1000 мт., а в городе Б, в трёх ходах от города А, ничего нет. То есть город А обладает силой в 1000 мт., а город Б силой 0. Ясно, что за три хода пех может перейти из А в Б и положение поменяется. Это обстоятельство следует отразить, введя понятие тени. Разделив 1000 мт. на 3 хода получим 333 мт. плотность тени от пеха в А падающую на город Б. То есть, если бы силу пеха можно было бы переносить в город Б частями каждый ход, то как раз и получилось бы, что сила Б увеличивалась бы на 333,3 мт. за каждый ход. Конечно в реальности пех появится в Б не ранее 3-го хода и всей своей силой сразу, но для характеристики возможностей сосредоточения сил в конкретном пункте понятие тени очень удобно.

Здесь есть ещё аспект. Города силой не обладают, но они силу производят, то есть отбрасывают тень сами в себя. Скажем, если город А имеет 100% уровень и 1 уровень заводов, он за 2 хода произведёт ещё пеха, то есть 1000 мт.. Разделим 1000 на 2 и получим тень города А в городе А 500 мт. А тень города А в городе Б будет 500 делить на 3+1 (поскольку 500 мт надо ещё поизвести в течении хода, а потом три хода идти) равно 125 мт.. Добавим тень от пеха в городе А и получим плотность тени в городе Б 458,3 мт.. Кроме того учтём, что город Б (100%, 1 ур.) сам отбрасывает в себя тень в 500 мт. Совокупная тень в городе Б равна 958,3 мт. Конечно реальная сила в городе Б не появится ранее трёх ходов. Через три хода в Б будет один пех из города А, половина пеха произведённого в А и уже идущего в Б (ему ещё два хода идти), и пех произведённый в Б за два хода. Это 2500 мт.. Плюс половина пеха строящегося в Б, плюс некая часть пеха строящегося в городе А (125 мт), то есть 3125 мт.. А если умножить тень в городе Б на 3 хода, то тоже получится 3000 мт., чуть меньше 2875. Некоторое несоответствие связано с дискретностью представления времени в пошаговой стратегии. Имеет место перенос на третий ход части мегатугриков заложенных в производство на четвёртый ход, а именно 250 мт. перенеслись, но это большой роли не играет, мы всё равно видим из показателя плотности тени, что противник может сосредоточить в городе Б на 3-м ходу 2 пехоты (2000 мт.) и ещё силы будут на подходе (875 мт.).

Отсюда видно, что эта самая тень довольно точно характеризует обстановку.

Как рассчитать тень? Для войск противника сложно, надо их видеть. Для своих войск проблем нет. Но важно, что для городов тень можно посчитать, как для своих, так и для противника.

Под табличкой связностей нарисуем новую табличку, такую же.



Владимир

Юрьевец

Вязники

Муром

Владимир

500

376

137

125

Юрьевец


500

150

137

Вязники



500

125

Муром




500

Максимум теней

376

376

150

137

Сумма всех теней

1138

1163

912

887

Минимум




здесь

Центр позиции


здесь




Здесь производство города 500 мт делится на связность узла позиции плюс 1, где 1 это время производства этих 500 мт. Сумма, это просто сумма теней от всех городов и от себя тоже.

Из таблицы видно, что центр позиции находится в городе Юрьевец, поскольку именно связь с ним дала максимальную плотность тени для всех городов. Также видно, что слабейшим пунктом позиции является Муром, а сильнейшими сцепленные между собой города Владимир и Юрьевец. Центр силы совпал с центром позиции, также как центр давления плоской и однородной фигуры совпадает с её центром масс. Если учитывать силу уже произведённых войск, или у городов и заводов разный уровень, то естественно, центр силы уже может не совпадать с центром позиции.


Если в начале игры войск не давалось, то к 10 ходу во Владимире можно сосредоточить 11380 мт. войск, или в Муроме 8870 мт. войск. То бишь мы можем прогнозировать силу конкретного пункта позиции в конкретный момент времени. Конечно без учёта затрат на апгрейты и науку. Но эти траты на первых ходах могут производиться из начальных денег, выданных перед игрой, это надо учитывать. Если суммировать цифры по диагонали таблицы (у нас они одинаковы, но в общем случае должны различаться), то получим общую плотность производственных мощностей позиции и, умножив её на число ходов, можем судить о реальной общей силе противника в нужный нам момент времени.

Конечно, надо учитывать затраты на ремонт, апгрейт, командиров, содержание войск и прочие. Проще всего это сделать коэффициентом. Проанализировав партий 10-20 можно не только определить средний поправочный коэффициент, но и составить таблицу таких поправок для каждого хода типичной партии. Вот только кто этим займётся?


Исходя из вышесказанного, война будет выглядеть так. Проводим все предварительные расчёты. Намечаем к захвату некий вражий город, и считаем для него возможную концентрацию вражеских сил на каждом ходу операции. Изображаем в виде графика в осях время-сила. Получится ломаная линия с двумя экстремумами. Сначала, как только враг узнал о нашем нападении, линия будет круто расти от начального уровня силы за счёт подхода уже сделанных войск, затем возможен спад, когда готовые резервы близко расположенные кончились, а дальние подходят во всё меньших количествах. Затем в дело вступят производимые резервы, если предположить, что противник узнав о нашем нападении, забросил мирные занятия и стал усиленно производить войска. Эти вновь произведённые подходят в соответствии с рассчитанной нами выше таблицей. Сила противника на графике опять растет, и будет расти бесконечно, поскольку ресурсы в милитаризме бесконечны, за исключением ресурса долготерпения. Следует заметить, что этот график будет отражать темпы наращивания сил противником в выбранном вами для нападения городе, а не реальную силу противника в этом городе, поскольку ведь будет бой, и часть войск противника будет уничтожаться. Это уже дело тактики. Нам же надо обеспечить локальное превосходство своих доблестных войск в конкретном пункте в конкретное время. Для этого мы должны взять график наращивания сил противником и сравнить с возможностями наращивания собственных сил в этом пункте в это время, то есть построить такой же график для себя. Боюсь, что результаты вас разочаруют. Окажется, что в большинстве случаев только внезапность позволяет создать превосходство в силах за счёт раннего сосредоточения, но на короткий срок. Как говорил Клаузевиц –«… воевать трудно.».

Апшеронский наш полк, за Лабой сражался,

По колено в крови, к морю пробивался,

А зато весь наш полк, до последней роты,

Получил на сапоги, красны отвороты…

Старая песня.

Глава

3, об операции и её темпе.


Как видно из эпиграфа к главе, разговор пойдёт о победе и методах её достижения. Итак, мы определили связности и силы позиций, начертили на карте красивые стрелки, определили скорости наращивания сил в узлах позиции, которые предстоит пройти. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Иными словами, чтобы определить скорость развития операции надо учесть оперативное трение.

Представим себе, что столкнулись два войска одинаковой силы. Можно даже не представлять, воспользоваться встроенным симулятором боя в клиенте милитаризма. Или смоделировать бой в хотсите (горячем стуле). Мы увидим, что за 6-7 итераций войска нанесут враг-врагу примерно 100% повреждений. То есть взаимно аннигилируют через 2 хода боя. Если одна из сторон имеет 2-х кратное преимущество, то бой будет идти 3 итерации (примерно 1 ход), войска имеющие превосходство получат менее 50% повреждений, а их противник 100%. При 3-х кратном превосходстве повреждений будет 25%, бой продлится 2 итерации, противник погибнет. Аппроксимировав эти данные можно найти зависимость длительности боестолкновения и полученных повреждений от соотношения сил.

Теперь, имея графики наращивания сил для себя и для противника в какой-то точке, на каком-то ходу, мы можем определить соотношение сил на этом ходу, в этой точке. А значит, сможем узнать продолжительность боя и полученные повреждения. Свои повреждения и повреждения противника. Соответственно мы будем иметь графики прихода сил в пункт позиции по ходам и графики расхода сил в пункте позиции. Значит, сможем получить остаток, баланс сил, на конкретном ходу, в конкретном пункте позиции. И можем получить скорость прохождения узлов по маршруту (оси) операции.

Всякая операция имеет “S” - образный вид в координатах время - сделанные за это время достижения. Достижениями обычно бывают пройденные километры, или захваченные пункты, или соотношение потерь, вообще всё, что может характеризовать величину наших успехов и оперативного трения. Начинается операция с преодоления этого трения создаваемого вражескими войсками и разными объективными трудностями. После преодоления сопротивления заранее созданных сил противника, операция развивается в оперативном вакууме до тех пор, пока противник не подтянет (или создаст) новые силы. Точки перегиба “S” - образной кривой называются оперативными кризисами. Первый кризис положительный, второй отрицательный.

Посмотрим теперь график наращивания сил противника в точке, которую мы хотим захватить. Там мы видим также два кризиса. Первый, когда кончились заранее созданные резервы, второй, когда стали подходить резервы создаваемые в процессе операции. Первый кризис отрицательный, второй положительный. Такая же картина и на графике наращивания наших сил. Если наложить оба графика, то будет замечательно, если наш первый кризис придётся на их второй.

Пример. Допустим, в городе есть одна пехота. Это заранее созданная сила. Мы подводим к городу три свои пехоты и за один ход захватываем его. Это возможно при наличии дороги. Первая итерация тратится на сближение и две на бой. Если дороги нет, то мы за один ход только подходим к городу. Противник нас увидит и поставит в городе производство пехоты. Перекинет пехоту из соседнего города, и из дальних гарнизонов выделит силы. Поставит производство войск во всех своих городах. Здесь всё решит скорость захвата города. Успеем захватить за ход – город наш. Не успеем, надо подкрепление, на пятом ходу к нам подходит ещё две пехоты, это темп в обычном понимании (первое определение темпа по Переслегински).

Графики наращивания сил без учёта потерь будут такие:








У нас на 1-м ходу подойдут три пеха, и четыре хода будут сражаться, на пятом ходу подойдут ещё два пеха. У врага на первом ходу один пех. На третьем готов пех в городе и подошёл пех из соседнего города. На 5-м ходу готов пех в городе. На седьмом ходу готов пех в городе и подошёл из соседнего. Потом подошли из дальних городов и нам надавали по носу. Мы должны захватывать город на 1-2 ходах или на 5-6-м ходах. Соответственно, для уверенного захвата города мы должны посмотреть в симуляторе или хотсите, сможем ли мы тремя пехами убить одного окопанного в городе за один-два хода. Если да, то всё хорошо, если нет, то надо увеличить либо исходные силы 4 вместо 3, либо подкрепление, подходящее на 5-м ходу, вместо двух направить туда 9 пехов. Иными словами, мы имеем два (иногда один, иногда больше двух) промежутка размером в два хода (конечно промежутки бывают разными, но длинными они не бывают), если и не оперативного вакуума, то хотя бы несколько разреженной оперативной атмосферы. Это и есть выигранный нами за счёт внезапности темп. Если называть по Переслегински, интегральный темп. Время от первого кризиса операции до второго. Конечно, если промежутков оперативного разрежения и уплотнения много, то и критических точек у операции соответственно много, а интегральный темп будет суммой выигрышей времени по всем таким участкам, которые мы сумели использовать. Вообще у Переслегина есть 8 определений темпа и ещё три для неаналитической стратегии.

Другой пример. Посмотрим на предыдущие наши таблицы с расчётами и допустим, что эти таблицы справедливы как для нашей позиции, с городами Владимир-1, Муром-1 и так далее, так и для позиции противника, с городами Владимир-2, Муром-2 и так далее. Допустим, что эти две позиции соединяются по суше между собой связями Муром-1 – Муром-2 – 3хода и Вязники-1 – Вязники-2 – 3 хода. Позиция типичная для дуэльных партий.

Начальных войск нет. Города 100%, 1-й уровень заводов. Стоит задача завоевать Владимирскую область-2 одним ударом, блитцкригом. Для простоты положим, что науки и апгрейтов войск и заводов нет, начальные деньги 20000 мт., позволяют с первого хода задать любое производство.

Итак, получаем первый ход и смотрим. Чтобы завоевать врага нам надо пройти по маршруту до городов Юрьевец и Владимир либо через Вязники, либо через Муром. Через Вязники путь короче, но Муром слабее и захватить его легче. Выбираем путь через Вязники. Планируем конец сосредоточения своих войск в Вязниках-1 10-м ходом. Определяем, что к этому времени мы будем иметь там 9120 мт. войск. Пользуясь милитабль скачанной с сайта милитаризма (спасибо создателю этой таблицы) определяем, что это ястреб, три арта и три пеха (или два арта и четыре пеха). Не густо. Тем более что ястреб рассматривать в маленьком примере не хотелось бы. Воздушная позиция, как и морская, отдельные песни. Даже у артов различаются позиции для манёвра огнём и колёсами. Например, до цели арту может быть два-три хода колёсами, а огонь уже можно открывать. Но у противника сил не больше нашего. Вопрос, как он распределил эти силы. Он может держать их в центре своей позиции, ожидая, где мы ударим, а после двинуть на встречу. Может распределить по границе, или сосредоточить в одном из пограничных городов для удара в свою очередь по нам. Может равномерно размазать их по всем своим городам. Всего за первые 10 ходов противник не может создать более 500 * 4 * 10 = 20000 мт. войск. Из них на границе он успеет сосредоточить либо 9120 в Вязниках-2, либо 8870 в Муроме-2. Это максимум. Пока мы идём до Вязников-2 из Вязников-1, пройдёт три хода, это ещё 2736 мт. сил в Вязниках-2 дополнительно. Мы сосредотачиваем второй эшелон в Вязниках-1 на 20-м ходу, такой же по силе, как и первый. Таким образом, мы можем рассчитывать на взятие Вязников-2 на 14-м ходу лишь, если его гарнизон к этому ходу будет не более 3000 мт., наши потери будут 25%, оставшиеся наши силы в ударной группе 6750 мт. Общая сила противника уменьшится на 3000 мт, наша на 2250 мт. Если гарнизон будет 4500 мт., то осада затянется до 15-16-го хода (с учётом производства в самом городе в период осады), наши потери превысят 50%. Мы потеряем более 4500 мт, а противник свои 4500 (имеется ввиду ремонт городом, поэтому мы потеряем больше), наша ударная группа станет 4000 мт. Наше подкрепление в Вязники-2 подойдёт только к 23-му ходу, мы так решили, воевать группами не меньше 9000 мт. Но теперь у нас лишний город и мы включаем его в свою позицию, а из позиции противника исключаем. Если противник обнаружил наши войска под своими Вязниками на 13-м ходу, то его подкрепления из Мурома-2 подойдут к Вязникам-2 только к концу 16-го хода, а из Юрьевца-2 на второй итерации 16-го хода, это более 19000 мт войск к 13-му ходу. Сами Вязники-2 на 15-м ходу произведут пеха. Иными словами, если у противника в Вязниках-2 будет к 14-му ходу больше сил, чем 3000 мт, то Вязников-2 нам не взять к 15-му ходу, а значит не взять вообще. Операция провалится. Если сил будет меньше 3000 мт., то Вязники-2 мы возьмём к 15-му ходу, нас останется 7000 (с учётом ремонта городом) и на 16-17-м ходах столкнёмся с примерно (если я не ошибаюсь) 19000-20000 мт. вражеских резервов. За это время Вязники-2 произведут, уже для нас пеха и нас будет 8000, а наше подкрепление из метрополии подойдёт к нам в размере 9000 мт только на 23-м ходу. То есть мы имеем здесь выигрыш темпа в один ход и его явно мало для каких-то действий. Противник будет иметь более чем двойное превосходство и выбьет нас из Вязников-2 к 20-му ходу. За три хода до подхода нашего второго эшелона. Ясно, что оборонять город мы не сможем.

Однако выигрыш интегрального темпа в один ход, это всё же выигрыш и его надо использовать. Итак, мы подошли к городу на 13 ходу, взяли его на 14-м, на 15 отремонтировались и готовы действовать.

Например, убежать. Враг подойдёт на 16-м ходу, а нас нет. Мы потеряли 2000 войсками (с учётом ремонта городом), приобрели 1000 мт деньгами (поставив экономику в Вязниках-2), нанесли врагу ущерб в 500 мт производства и до 3000 мт войск. Можем ещё разрушить город. Чего нам ещё надо? На 18-м ходу мы вернёмся в Вязники-1 с победой. А там уже идёт сосредоточение следующей ударной группы, которая к 20-му ходу будет силой 9000 мт.. Плюс наши 7000 мт оставшихся войск из первой ударной группы. По моему, это лучший вариант. Следующей целью может быть Муром-2, если противник сам на нас не насядет.

Другой вариант – прорываться. Надо знать, куда. Противник может подойти с двух направлений, от Мурома-2 и от Юрьевца-2. Надо знать, как распределены силы врага по этим направлениям. В Вязниках-2 мы не обнаружили больших сил противника, иначе бы мы не взяли этот город. Значит, либо противник копил войска в Муроме-2 для удара на Муром-1, либо накапливал силы в Юрьевец-2 в виде резерва обороны. Силы из Юрьевца-2 на 15-м ходу будут в 2-х итерациях от нас, и если движение осуществляется не по дороге, а по полю, то уже сможет достать нас артиллерией в начале следующего хода. Силы идущие из Мурома-2 будут в одном ходе от нас. На 16-м ходу будет бой с Юрьевецкими артами, потом с Муромскими артами, на последней итерации подойдёт Юрьевецкая пехота, Муромская пехота только подойдёт, а выстрелить не успеет. Наши войска получили боевой опыт и в основном ходят первыми. Момент очень стрёмный. Если мы хотим прорваться через одну из групп противника, нам надо чтобы эта группа была разбита за один ход, то есть имела силу не более 2000 мт. или чуть больше. Также надо, чтобы условия местности позволяли побить одну группу, избежав столкновения с другой, если движение происходит по дорогам, то мы не попадём под артиллерию обеих групп сразу. Если эти условия соблюдаются в отношении группы из Мурома-2, мы, потеряв в бою 1500 мт и уничтожив 2000 мт, идём на Муром-2. Если выгоднее прорываться на Юрьевец-2, значит идём туда. Таким образом, мы не только планируем боевую операцию, но и определяем необходимые задачи для разведки, то есть, планируем разведку в интересах операции. Скажем, мы можем принять решение об отходе на исходную позицию после получения определённой информации.

На Муром-2 прорываться лучше. Если мы прорвёмся на 16-м ходу, то дойдём до Мурома на 18-м ходу. За это время противник сосредоточит в Муроме около 2000 мт войск (с 13-го хода, производство ведь не прекращалось, вопрос, куда отправлялись произведенные войска), а нас будет 5500 мт. В одном с половиной ходе сзади от нас будет группа войск противника из Юрьевца-2 численностью в 17000 мт или меньше, если враг оставил гарнизон в Вязниках-2. Эта группа войск захватила Вязники-2 и кинулась в погоню за нами. Прямо скажем, возможность захватить Муром-2 за один ход, а потом уйти на Муром-1 у нас есть, но не наверняка. Однако мы сможем подвести из Мурома-1 хотя бы одного пеха (или больше) к себе на усиление, если заранее это спланируем. Если противник потащится за нами, мы сможем успеть подготовиться.

Если мы прорвёмся на Юрьевец-2, то на том же 18-м ходу мы столкнёмся с 4000 мт войск, так как Владимир и Юрьевец – сцепленные города. И убегать оттуда некуда. А наша вторая ударная группа к 20-му ходу только закончит сосредоточение на своей территории. Может быть, следует уменьшить силы второй ударной группы? Пусть будет поменьше, но ударит пораньше? Ясно, что блитцкриг, если и достижим при каком-то варианте событий, то найти этот вариант будет непросто.

Все варианты рассмотреть невозможно. Однако из уже рассмотренных мы можем построить дерево стратегических решений. Противник также рассматривает какие-то варианты. Разность мощности деревьев стратегических решений сторон, по Переслегину есть выигрыш или проигрыш стратегического темпа. Но сколько же вариантов надо проанализировать, вы представляете?

Вот так всю эту теорию и можно использовать.


Нет смысла говорить обо всех 8 или 11 определениях темпа, тем более, что я и сам не все их понял. Но полагаю ясно уже, что военная теория может быть полезна для игры в милитаризм или составления карт и сценариев для милитаризма.

Лично я никогда не применял этой теории в играх, просто не хватало терпения. Ну не математик я. Если бы у меня был собственный штаб с взводом операторов, другое дело. В оправдание себе процитирую на память характеристику, которую Рокоссовский дал Жукову, в бытность его командиром дивизии: - « …к штабной работе не пригоден, органически её ненавидит».

Вот и я предпочитаю получать удовольствие от игры, а не головную боль. Но может кто-то предпочтёт иначе?


Сорок третяя бригада,

Галицийские поля,

И достались мне в награду,

Два кленовых костыля,

Из села, мы трое вышли,

Трое первых на селе,

И остались в Перемышле,

Двое гнить в сырой земле…

Старая песня.

Война – не игрушки!

Гарибян Игорь Людвигович,

город Владимир, январь, 2009 год.

PS: Конечно статья далеко не полная, мало того, что не раскрыты все Переслегинские определения темпа операции, не рассмотрены такие основополагающие понятия, как устойчивость позиции, ось и плечо операции, оперативное усиление, ну много всего осталось за рамками статьи. Что поделаешь, аналитическая стратегия – это наука, по которой пока нет учебников, мне, во всяком случае, кроме статей Переслегина, ничего не попадалось.

Комментарии (читаются сверху вниз)
  Всего: 3 записей, 1 страниц
 Горыныч.Рыцари:[6] / 06 February 2009 / 18:44  

Клянусь это не реклама! :) Приглашаю автора статьи попробовать пару партий на Желтом. Могу сам поднатаскать, возможно тогда настроение и текст статьи несколько измениться.

 
 Андрей Гречко:[8] / 06 February 2009 / 20:27  

Сам не читал, но мнение автора надо всегда ценить! :)

Ну а больше всего хочется выразить огромный респект ему за то, что за последние два года это первая статья!

 
 Пётр Сергеевич Устинов:[1] / 22 March 2011 / 12:07  

Хотелось бы прочитать по и подробнее об этих мыслях откуда всё это автор взял?

 
  Всего: 3 записей, 1 страниц
Надоело рыскать по сайту в поисках новых коментариев? Долго ждешь загрузки страниц или ограничен трафик? Скачай militarizm.ru - Коментатор и держи руку на пульсе милитаризма!
  Copyright (c) 2002, Plumbum Artz   runTime - 0.07сек.